…наловлю рыбки, ухи наварю, нажарю, посолю, соседей, друзей и родственников рыбой угощу. А не тут-то было. Родное государство заботится о сохранении биологических водных ресурсов.
Неуемное желание поймать рыбу вовлекает некоторых упорных граждан в ситуации, которые с трезвомыслящими людьми никогда не случаются.
Эта рыбалка запомнилась на всю жизнь. И не потому, что тогда было поймано на удивление много рыбы. Скорее наоборот. Рыбы мы поймали совсем мало. Но в полной мере глотнули ничем не ограниченной свободы, незаметно преобразующейся в сумасшествие.
Началось-то все просто
Двое моих соседей собрались на рыбалку. Меня позвали третьим. Кстати, пить по этому поводу не стали. В четыре часа утра выехали из Йошкар-Олы по направлению к Волге на старенькой ВАЗ-2103 радикально синего цвета. Машине было много лет, но тащила она относительно неплохо. В стране заворачивалось самое начало перестройки, иномарок еще не было, ВАЗ-2106 и “Волга” считались самыми престижными автомобилями. Так что, “троечка” казалась вполне приличной машиной. Это сейчас публика, избалованная изобильным авторынком, косоротиться от отечественной классики. Тогда было другое время. Большинство граждан ездили на общественном транспорте, крупно резали хлеб и не смотрели на сроки годности консервированных продуктов. Продукты были хорошие, потому что, за продажу плохих, директоров магазинов просто сажали в тюрьму. За хищение крупной суммы денег из казны могли запросто расстрелять. И за то, что на машине ты подъехал к самому берегу реки никто тебя не штрафовал.
Рыбу ловить мы поехали на пару дней, решив переночевать где-нибудь на берегу
Двое из нас были в отпуске, один временно не работал, поэтому не боялись опоздать куда-либо. Был конец марта. Относительно тепло. Трасса чистая. Сидевший за рулем Толик легко выдавливал из автомобиля за “соточку”, обгоняя редкие “буханки” и УАЗики. До Коротней добрались без приключений. Когда-то, до затопления Чебоксарским водохранилищем, тут на берегу Волги, прямо напротив города Козьмодемьянска, стояло старинное русское село с одноименным названием. Сейчас о нем напоминает только церковь на бугре, упирающаяся куполами в синее небо. По дамбе, которую в те времена регулярно чистили, проехали на “Жареный бугор”. Есть там такое место возле устья реки Рутки, очень любимое рыболовами. Там и окуня поискать можно в коряжнике, и плотва есть в протоках. За судаком ходят ближе к фарватеру. Но главное, что нас привлекало – щука. Щук там успешно ловили. В тот день, на удивление, народу было мало.
С утра возле ближайшего островка быстро надергали живцов
В те времена мелочь повсюду клевала. Разобрав снасти, выставили больше трех десятков жерлиц. Вообще-то по десять на человека полагалось, но день был будний, появление инспекторов рыбоохраны маловероятно. А совесть нас, признаюсь, по этому поводу совсем не мучила.
До обеда ни один флажок жерлицы не подскочил. Ловля на мормышку и блесну тоже не давала результатов. Даже мелочь перестала брать. Несколько бершиков с пескаря величиной – и все! Просто напасть какая-то. Черт подери, больше ста километров проехали – и такой облом! Таскали жерлицы из стороны в сторону, проделывая во льду новые лунки. Бесполезно! Ни одного подъема. Как-будто вся рыба вдруг подохла. Вроде и погода нормальная, солнышко светит. Ветерок, правда, холодный малость прохватывает. Но кто сказал, что в ветреную погоду хищная рыба не активна. Вроде, скорее наоборот.
День прошел в тоске и печали, наполненный разными матерными словами
В надежде на утренний клев, ночевали на берегу у костра. Первая ночь на рыбалке проходит легко. Пожарили колбасы на прутьях, водки малость выпили. Тары – бары – растабары… Ночь быстро прошла и усталости не было, хотя и не спали. Молодость!
А с утра рыба опять не обнаружилась
Щуки на живцов смотреть не хотели. Шут его знает в чем дело было. Может они все вместе какого-нибудь утопленника сожрали в отместку за то, что он их, в свое время, много выловил? И потому, набив брюхо, затаились среди коряг?
В общем, бесклевье полное
Надо менять место, решили мы. Не может быть, чтобы в такой большой реке голодных щук не было. Сняли жерлицы. Оставшихся живцов аккуратно выпустили в трехлитровую жестяную банку из-под повидла. И тут я, некстати, вспомнил о том, что в позапрошлом году близ деревни Удельная поймал щуку на 9,5 килограммов. Эх, зря я об этом упомянул. Сотоварищи моментально завелись, покидав в багажник снасти и шмутки, завели машину. И мы поехали в деревню Удельная, куда дорогу я не помнил. И, вообще, мы то ездили туда по суше, через Юрино. Но дорогу по льду знал Толик. На ледяном покрове реки уже местами выступила вода. Наш шумахер гнал так, что за машиной вырастал каскад брызг, словно за глиссером. Спустя немного времени мы были уже в Козьмодемьянске. Проехав городишко, устремились в направлении села Троицкий посад. И где-то вблизи Юрино снова по льду пересекли Волгу и наконец добрались до Удельной. Машину оставили на берегу, а сами двинулись в ближний затон, чтобы поставить жерлицы. Поставили. А сами, перекусив, отправились искать окуня. Окунь брал мелкий и редко. Одного – двух из лунки возьмешь и все! Ради двух окунишек надо новую дырку в метровом льду делать. Это быстро утомляет. Ну, был бы судак – другое дело. Да и вечереть начало, день быстро прошел. За день на жерлицу попал только один “щипач” – щуренок граммов на 300 – 400. В общем весело так, что заплакать хочется. Ночевали в машине, втроем. Надо сказать, что ВАЗ-2103 неплохо для этого приспособлен. Сиденья там раскладываются полностью, и вдвоем, например, можно прилично выспаться. Втроем, конечно, тесно, тем более, что одеты мы были не по-летнему. Но, худо – бедно, ночь перекантовались, бензина, правда, много сожгли, потому как салон машины, даже с тремя здоровыми парнями внутри, быстро остывает.
Следующий день был повторением предыдущих
Щучка на килограмм — и все! Жерлицы стояли, как мертвые. Окуни на блесенку не покушаются. А мотыль протух, “запарили” мы его, беспечно забыв выложить из кармана. И еда у нас кончилась. На ужин втроем съели последнюю банку рыбных консервов, по куску хлеба и пачку печенья. Ночевать в машине Толик запретил, мотивируя тем, что бензина на обратную дорогу не хватит. На ночлег напросились к старикам, жившим, судя по всему, очень скудно. Просить у них еду не решились и напившись чаю из чаги, заваренной прямо в большом эмалированном чайнике, легли спать на полу, подстелив принесенный старушкой соломенный матрас.
Утро было таким же хмурым, как наши рожи
Поблагодарив хозяев и, отмусолив им два рубля за ночлег, пошли проверять жерлицы. Еще одна небольшая щучка не улучшила нам настроение. Мы уже думали о рыбе меньше, чем о еде. Кстати, Николай нашел в машине кулек с ячневой сечкой, которую он приготовил для прикормки белой рыбы. Но прикармливать противную рыбу не стал. Очень самим очень есть хотелось. Я развел на берегу островка костер, вымыл жестяную банку из-под живцов, высыпал туда ячневую крупу и повесил над огнем вариться. Блюдо получилось – смерть оккупантам! Соль у нас была, масла не было. Адская каша быстро остыла и по консистенции стала похожа на кусок сырой глины. Мы отковыривали куски пищи ножом и, аккуратно прихватив пальцами, отправляли в рот. Я не буду описывать ее вкусовые качества, скажу только, что ни до, ни после этого, я подобной каши не едал. Чаю тоже не было, пили кипяченую воду из этой же живцовой банки, накрошив туда веточек растущего на берегу растения, напоминающего шиповник. Народный напиток был с ошметками каши, но зато горячий. После полудня мы, окончательно потеряв надежду поймать много рыбы, неторопливо собрались и тронулись в обратный путь. В Козьмодемьянске была возможность разжиться съестным, но оказалось, что денег совсем мало. Хватило только на две банки консервов “Сайра в масле”, буханку белого хлеба и две бутылки “Лимонада”. Дело было уже к вечеру. Перекусив, поехали домой и добрались почти без недоразумений. Если не считать того, что, не доезжая до города около 40 километров, перед поселком Старожильск, у нас кончился бензин. Хорошо, что дорога шла под уклон, в Старожильск приехали по инерции. Было уже темно. Но нам повезло, у Толика в поселке жил знакомый парень, который заправил нашу машину. Иначе еще одну ночь провели бы, восторгаясь красотами Природы, обступившей поселок со всех сторон.
Раз на раз не приходится. Всякие бывают рыбалки
Вот сейчас, например, можно ездить все лето и ничего толком не поймать. И вдруг внезапно попасть на необычайный по интенсивности клев. Ага, подумает рыболов, наконец подфартило: наловлю рыбки, ухи наварю, нажарю, посолю, соседей, друзей и родственников рыбой угощу. А не тут-то было. Родное государство, в лице народных избранников – депутатов разных мастей, ревностно заботится о сохранении биологических водных ресурсов. Поймаешь рыбы больше положенного – штраф тебе, милый друг. А друзья и родственники пущай рыбу в магазине покупают, куда ее частники-промысловики круглый год сдают. Нечего родственникам даровую рыбу на шермака трескать. Рыболову обидно, ему может, первый раз в жизни повезло. Он может до этого долгое время совсем ничего поймать не мог. Ну, не удержался, выловил больше нормы, слаб человек. А его тут же штрафом нахлобучили. Хреновая какая-то диалектика получается.
Владимир Чистополов и fishx.org
Советую прочитать:
Ловишь на льду, значит, на воде
Нельзя рыболовов на автомобилях к рекам пускать, они там все кукурузные поля истопчут