ЛОВЛЯ ТАЙМЕНЯ

11 Мар 2014

Ловля тайменя

таймень

Ловля тайменя просто. Надо найти в Интернете людей, которые занимаются вертолетной заброской на рыбалку где-нибудь в Сибири, собрать группу побольше, чтобы разложить на всех бремя оплаты «вертушки» и вперед.

Вертолет доставит вас туда, куда никакой Макар никогда никаких телят не гонял — в верховья одной из сибирских рек.

Несложный сплав в предельно комфортабельных условиях (вертолет доставит, большая надувная лодка с мотором увезет все , от раскладной походной мебели до серебряных рюмок) — и на память останутся съемки драматичной борьбы с тайменями, заканчивающиеся взвешиванием отпусканием побежденного (естественно,тайменя

Это надежный современный способ рыбалки.

Но во мне и моих товарищах-походниках крепко сидит советский инстинкт преодоления трудностей. Мы предпочитаем путешествия, требующие не столько денег, сколько терпения и усилий. «Без труда не вынешь рыбку из пруда» — вот любезный сердцу девиз нашей компании. Мы стараемся подобрать маршрут под регулярные транспортные рейсы.

Эти рейсы, в том числе вертолетные, дотационны, заброска обходится несравненно дешевле индивидуальной. Однако мы остаемся в обитаемом, обжитом ареале, и для достижения относительно диких мест приходится изыскивать протяженный маршрут, в наиболее удаленные участки которого лодки местные жителей доходят редко по причине дороговизны горючего. Нам предстоит долгое автономное путешествие — а это как раз то, что мы любим за конечный результат: вылетаешь из Москвы старым обрюзгшим дятлом — прилетаешь молодым подтянутым щеглом!

Конечно, желательно иметь с собой спутниковый телефон и номер местной службы МЧС, чтобы в случае не дай Бог чего хоть и раненой птицей, но в родное гнездо вернуться. Сейчас этот спасительный девайс, чтобы не сказать «гаджет», можно взять напрокат.

На этот раз мы выбрали приток Подкаменной Тунгуски — Чуню. Заброска рейсовым вертолетом из Ванавары, знаменитой местом падения тунгусского метеорита, в маленький поселок Стрелка, 250 км сплава до крошечного Муторая и вылет тем же рейсовым вертолетом, облетающим окрестности Ванавары раз в неделю. Авиация не любит большого багажа, поэтому мы оставили дома байдарки и взяли на четверых две катамаранные гондолы и достаточное количество строп, чтобы связать раму из срубленных на месте жердей. Основные продукты решили закупить тоже на старте.

250 км — маршрут недлинный, но для весельного катамарана может растянуться надолго, учитывая, что при хорошем встречном ветре на спокойной реке катамаран охотнее идет назад, чем вперед. А Чуня — река спокойная. На нашем, пути только один настоящий порог.

Билет из Красноярска до Ванавары пришлось брать заблаговременно, как и с Ванаварой договариваться по телефону о местах в вертолете. В Ванаваре провели две ночи, дожидаясь вертолетного рейса. Поставили палатки на берегу Подкаменной Тунгуски, в «зоне отдыха» местных жителей. Давила тягучая сибирская жара, за рекой клубился дым пожара, какими была полна в это лето вся тайга. Мы провели день по пояс, а то и по грудь в очень теплой воде, охотясь за окушками и щучьей молодью с азартом дорвавшихся до природы горожан. У местных объект нашей охоты за рыбу не считался.

Наконец настал день вылета в Стрелку — начальный пункт нашего путешествия. Местная авиация — дело неспешное. Мы сидели на краю летного поля в ожидании команды на посадку, когда с нами разговорился местный охотник. Он арендует большой участок тайги, обставленный заимками, и ловит зимой соболя.

Сопутствующее занятие — рыбная ловля.

Он-то и подсказал нам плодотворную идею: не пропускать ни одного места впадения в реку ручья, пусть даже самого незначительного. В жаркую июльскую погоду рыба ищет даже малой прохлады. Он посоветовал также периодически пробовать температуру воды и не спешить покидать место, где бьют холодные подводные ключи. Если берег мокрый и холодный, сочится водой, то почти наверняка ниже уреза воды он продолжается подводными ключами.

Пороги и глубины — это хорошо, сказал таежник, но главное для вас сейчас — поиск прохладных мест. Чем благороднее рыба, тем выше у нее потребность в прохладе и кислороде. Таймешонка вы поймаете, — ободрил нас напоследок наги наставник, — и мы отправились на посадку

Поймаем ли, нет ли? Несколько лет назад мы сплавлялись по самой Подкаменной Тунгуске от Ванавары до Байкита. Путешествие было впечатляющим, рыбалка разнообразной , но тайменя встретить нам тогда не довелось.

Пока долетели до Стрелки, пока собрали катамаран, стало вечереть. Отплыли километра три-четыре и встали на ночь у небольшого порожка, где немедленно был выловлен пищевой набор к ужину: окунь, щучка, хариус и два небольших ленка.

Ленок — это хороший знак!

Ленок — рыба небанальная, водится далеко не везде. В самой Подкаменной Тунгуске ленок почти весь выбит. «Маленьким тайменем» прозвали его мои друзья за азарт борьбы и вкус мяса. Все рыбы были пойманы на вращающуюся блесну от ВШЕ FOX. Я попробовал было ловить кормящегося у поверхности воды хариуса нахлыстом, но ни один из предложенных стримеров, не говоря о сухих мушках, хариуса не соблазнил. Разобиженный таким неуважением, неожиданным и таежных местах, где хариус, как правило, неразборчив, я спрятал нахлыстовую снасть. Дальнейшие условия рыбалки больше располагали к спиннингу.

Днем стояла тяжелая удушливая жара. Горизонт синел от дыма пожаров. Мы отлично понимали рыбу, искавшую прохладу, и в свою очередь старались вовремя услышать всякий ручеек, скрытый прибрежной растительностью. Чуня вообще неглубока, а у берегов почти везде просто мелкая, рыба не чувствует себя в безопасности и насторожена, поэтому подруливать на катамаране к месту вероятной стоянки рыбы приходилось очень тихо.

Метрах в пятидесяти выше ручейка мы сушили весла и давали катамарану сплавляться в 20 м вдоль берега. С этого расстояния на ходу нужно было забросить блесну точно в устье ручейка и немедленно начать подмотку пока блесна не упала на совсем близкое -в 15-20 см — дно.

Можно было класть блесну и не точно в устье, но самые крупные особи естественным образом стояли в очереди к ручейку первыми. Вожакам, как всегда, полагалась и самая чистая вода, и самые вкусные вкусности, приносимые течением. Поэтому мы, как люди воспитанные, старались и свои угощения подавать по старшинству.

Дурным тоном было положить блесну на берег или на травку и сдергивать ее потом в воду, или приводнить ее слишком далеко от цели, вызвав ненужную суету среди маргинальных членов стаи. Иногда было достаточно одного неловкого броска, чтобы основной состав косяка удалился, предоставив мелким сошкам сомнительную честь общения с криворукими рыболовами.

По мере сплава хариус мельчал, а ленки, наоборот, утяжелялись. Уже на второй день в русле ручья Хатыкит был пойман ленок на 1,5 кг. Мы провели ночь на противоположном берегу несколько ниже ручья, а наутро я собрался проведать рыбное место. Но меня опередили мужчина-эвенк и мальчик, тихо подплывшие к ручью на лодке. Зачалив к берегу выше ручья большую сеть, они полностью огородили ею устье и собрали всю рыбу, какой не удалось ускользнуть. Мне пришлось довольствоваться блеснением с каменистых банок посередине реки, что тоже оказалось неплохо: в глубоких свалах паслись жирные окуни, а на отмели попалась охотившаяся за молодью щучка.

Переход в этот день был тяжелый: давила жара, а после обеда ударил гром. Мы поскорее причалили к берегу выше ручья Верхний Акукан, чтобы на мокром просторе не попасть под молнию. Переждали быстро пронесшуюся грозу и обнаружили, что весь берег сочится родниками, а вода под ногами холодная. Присмотревшись, увидели множество хариусов, державшихся на холодном мелководье у самого берега.

Стали ловить таймень, прячась за прибрежными кустиками. Нужно было вести блесну у самой поверхности, чтобы не цеплять траву, но быстрая приманка норовила выскочить из воды, а медленную хариус не брал. Было отлично видно, как рыбы подходили к медленно идущей блесне и разочарованно отваливали в сторону.

Только энергичное вращение лепестка возбуждало в рыбах здоровое чувство спортивного азарта и соревновательный дух.

После двух-трех проводок хариусы переставали реагировать на блесну, и надо было переходить на другой участок, а этот оставить на время в покое. Так мы с полчаса кочевали на примерно стометровом участке берега, пока не поняли, что наловили изрядную кучу-малу.

Один крупный хариус стоял почти вплотную к берегу, голова его скрывалась за кочкой. Я как можно тише подкрался к воде, опустил в нее руку и стал подводить ее прямо к рыбьему хвосту. Казалось, еще немного — и я схвачу перламутрового красавца!

Но хариус чуть двинулся вперед, его морда показалась из-за кочки и глаз уставился прямо на меня. Казалось, я успел прочитать в этом глазу некую эмоцию! Через какую-то долю секунды хариус уже летел прочь, а я смеялся над своей наивной попыткой ухватить его за хвост!

Вечером вышли к устью р.Янченбо. Перед устьем большие наносы, широкий разбой струй. Первый заброс в самое вкусное место основной струи -перед выходом в Чуню. И немедленный обрыв «плетенки» в месте ее наибольшего износа, возле поводка. Перевязывать узел каждый день, отрезая наиболее изношенную часть лески — правило, которое не стоило бы забывать, особенно когда используешь «плетенку». А я для дальнего и точного заброса нетяжелого лепестка (в основном №2) использовал очень тонкий шнур и легкое удилище, которое управлялось движением почти только кисти.

Сорвавшийся ленок (совсем не хочется думать, что это мог быть небольшой таймень) унес самую востребованную здесь блесну — черный лепесток с желтыми пятнами. У нас сложилось впечатление, что более сдержанные расцветки на Чуне работают лучше ярких «кислотных» цветов, во всяком случае, в светлое время.

Второй ленок сорвался у Юры при вываживании, что вообще случается нередко: пасть у ленка жесткая, крючок засекается неуверенно, особенно если используется тягучий монофил, а не жесткая «плетенка».

«Вкусная струя» была испорчена двумя неудачами, ленок ее покинул, и мы перешли на место, где струи Янченбо уже смешиваются с водами Чуни. Здесь что ни заброс — рыба! Жирнющий окунь, щучка, увесистый боец ленок… Хариусов отпускали, поскольку довольно было и тех, что присолили днем.

Мы не сторонники ловли «поймал — отпусти», поскольку рыба в любом случае травмируется. Наш принцип: поймал -съешь, а сверх того не лови. Но что делать, если мы хотели есть в основном ленков? Очень уж хороша эта рыба. У нее есть качество, отличающее ее от других пород и важное для перекусов в пути: в запеченном виде на следующий день, холодная, она вкуснее, чем даже с пылу с жару.

Надежды на поимку тайменя мы связывали с единственным на нашем маршруте порогом. Подошли к нему под вечер и встали на дневку, рассчитывая основательно порыбачить и истопить походную баню — кубической формы самодельную палатку, растягиваемую на каркасе из подручных жердей.

Мы катались по порогу на разгруженном катамаране, руководствуясь смутно видимым указанием, сделанным белой краской на скале: проходить вдоль левого берега. Удовольствие доставляли большие стоячие волны и маневр от правого берега к левому.

Все радости были наши, кроме одной — на пороге нам не попалось ни тайменя, ни даже ленка — только щуки, окуни и небольшие хариусы.

На пороге же в первый раз увидели большую гадюку. Она вышла погулять к воде и к нашему появлению отнеслась равнодушно: когда мы опасливо приблизились, чтобы рассмотреть ее и сфотографировать, спокойно и с достоинством уползла в кусты. А мы зареклись гулять по лесистым откосам без сапог.

Гадюк у воды мы видели потом еще не раз.

Самые замечательные ленки нам повстречались на середине маршрута, в наиболее удаленном от жилья месте. Почти весь день мы плыли среди пустынных, заросших кустарником берегов с печальными остовами сгоревших деревьев. К пожарищам прошлых лет природа активно добавляла новые.

Ставшая уже привычной дымка на горизонте сгустилась и обволокла все вокруг, тревожно пахло дымом. Солнце пробивалось сквозь мутное небо тусклой медью, бросая на воду тяжелые красно-розовые блики. Мы почувствовали себя как космонавты на неизвестной, грозной планете.

Однако все мрачные ощущения были забыты, когда мы подошли к мелководью возле ручья… Поверхность неглубокой воды внезапно пошла волнами — это покидала стоянку крупная рыба. Мы сразу же взяли «мористее» и, пойдя стрежнем реки, причалили метров за сто ниже ручья. Взяли  снасти и осторожно побрели по воде вдоль берега навстречу холодным водам притока.

Все пространство перед нами было мелководным, вода не доходила до колена. Но мы уже видели, что крупные экземпляры кормятся здесь и вряд ли могли уйти далеко. Мы не ошиблись в прогнозе: ближе к ручью мою блесну ударил крупный ленок, другой достойный экземпляр схватил приманку Виталия. После бурного продолжительного сражения на мелководье, завершившегося принятием трофеев в подсачек, можно было не сомневаться, что товарищи не стали ждать пропавших и разбежались.

Мы для проформы стрельнули еще пару раз блеснами по мелководью, а потом я забросил в струю на середину реки. Там мой Blue Fox подстерегала привлеченная шумом довольно крупная щука. Села она крепко, поэтому сначала ее пришлось вывести, а потом отпустить.

На следующем переходе с воды увидели на берегу орленка. Мы лишь потом поняли, что громадная, не способная взлететь птица — желторотый встающий на крыло орленок, а сперва подумали, что раненый орел. Орленок забился от нас в кусты и сидел там, распластав крылья, как на гербе, и грозно поводя очами. Мы немедленно изловили для птичьего царевича дань в виде крупного окуня и почтительно удалились.

Все было прекрасно в нашем походе, но я думал о таймене. Друзья ободряли меня, уверяя, что и ленок великолепен, но давнишняя мечта не отпускала…

И вот, когда до финиша оставалась пара переходов, в устье одного из ручьев долгожданная, первая в жизни встреча произошла! Таймешонок возглавлял стаю ленков, и первый заброс достался ему. Пусть смеются надо мной обладатели больших трофеев, но я давно ждал своей добычи и от всей души радовался ей.

На следующий день встретили первую за долгое время моторку с местными жителями — луноликими улыбчивыми эвенками. Наше отшельничество закончилось — до следующего сезона.