В этой статье отлично раскрыта тема установки дополнительных изделий на судно.
В технике существуют вещи, вроде бы неприметные с виду, но способные кардинальным образом изменить, казалось бы, непоколебимые свойства окружающих нас устройств. Маленькая коробочка декодера на антенном кабеле — и вот мы уже можем смотреть передачи других телевизионных каналов, небольшая печатная плата в персональном компьютере — и открывается доступ во «всемирную паутину» (Internet). И в мире водно-моторного спорта есть целый ряд подобного рода изделий, установка которых на серийное маломерное судно может значительно повысить его ходовые качества.
Подавляющее большинство любителей активного отдыха на воде предпочитают глиссирующие мотолодки и катера. Это вполне закономерно — современные маломерные суда такого типа достаточно легки для транспортировки, имеют приемлемую обитаемость, весьма комфортны, а главное — даже с подвесными моторами мощностью всего в 15–25 л.с. могут развивать скорость до 40 км/ч. Разумеется, высокая скорость хода — не самоцель, но, согласитесь, при вечном лимите времени быстро добраться до «клевого» места или оперативно обследовать несколько “убойных точек” на просторах необозримого водоема на тихоходной посудине едва ли удастся. Однако водномоторникам известна и другая сторона медали — глиссирующие лодки очень чувствительны к изменению нагрузки, и с теми же моторами, но с 2–3 пассажирами на борту они будут развивать гораздо меньшую скорость — в 20–32 км/ч при значительном расходе горючего. Возможна даже ситуация, когда при увеличенной нагрузке лодка вообще не сможет выйти на глиссирование или натужно будет двигаться в переходном режиме — мотор ревет, расход топлива возрастает, а лодка ползет со скоростью черепахи. Второй, и весьма существенный недостаток глиссирующих мотолодок — их невысокая мореходность. Плоскодонный, как правило, корпус при плавании на небольшой волне сильно ударяется о воду, кокпит забрызгивается, и все сидящие в лодке не могут отделаться от ощущения, что они едут в телеге по ухабистой дороге под проливным дождем. Справедливости ради, надо сказать, что далеко не все глиссирующие лодки — классические плоскодонки, существуют и глиссирующие суда с корпусом, имеющим увеличенную килеватость днища. Они обладают достаточной мореходностью, но для выхода на глиссирование им потребуются более мощные двигатели.
И, наконец, третий недостаток глиссирующих лодок, в равной мере присущий и плоскодонкам, и с килеватым днищем, — это «капризность» при загрузке: чуть увеличился дифферент на корму, и лодка начинает «дельфинировать», то есть становится неустойчивой на ходу, двигаясь скачками. Уложили чуть больший багаж на один борт лодки — и ее перекашивает как побитую.
Познав на практике эти минусы глиссирующей мотолодки, не искушенный в тонкостях гидродинамики рядовой потребитель, пожалуй, пойдет по пути наименьшего сопротивления. Он просто ограничится самым необходимым на рыбалке или в поездке и будет сидеть в лодке один — одинёшенек либо в компании как можно более худощавого приятеля. Пытливый любитель-водномоторник, не желая мириться с существующим положением дел, будет подбирать винты, экспериментировать с углом наклона подвесного мотора, гонять по лодке жену и детей, пересаживая их с места на место в поисках оптимальной загрузки, и делать еще бог весь что, вплоть до зеркальной полировки винта и всей подводной части мотора. И невдомек обоим нашим героям, что давным-давно существует простое устройство, которое реально избавляет ото всех перечисленных недостатков практически любое глиссирующее судно. Это так называемые транцевые плиты, продляющие днище судна за его транец и хорошо известные судостроителям. Транцевые плиты представляют собой металлические пластины, укрепленные на транце за кормой судна в плоскости днища. Длина каждой плиты принимается равной 2–3% от длины судна по ватерлинии, а ширина по транцу — 1/4,1/5 ширины корпуса по скуле. Для мотолодок и катеров длиной от 4,5 до 6,5 м эти размеры лежат соответственно в пределах 150–200 мм и 75–120 мм. Жестко укрепленные транцевые плиты с нерегулируемым наклоном не являются панацеей от перечисленных уже неприятностей и к тому же недостаточно прочны, что создает неудобства при транспортировке судна и спуске его на воду. Регулируемый винтовой упор типа талрепа улучшает конструкцию, но не делает ее удобной. Точно неизвестно, прошел ли все эти мытарства со своей лодкой американский изобретатель и страстный водномоторник Чарльз Беннетт или нет, но так или иначе он создал оригинальную конструкцию регулируемых транцевых плит, объединив их с гидравлическими упорами изменяемой длины. В 1959 г. Беннетт провел испытания своего детища, и результаты превзошли все его ожидания: как по мановению волшебной палочки, все присущие глиссирующему судну недостатки исчезли. Катер Чарльза показал настолько хорошие ходовые качества, что это натолкнуло изобретателя на идею открыть производство этих самых транцевых плит, или Trim Tabs, как это звучит по-английски. И теперь, вот уже 45 лет, Bennett Trim Tabs устанавливаются на глиссирующие как килеватые, так и плоскодонные суда длиной от 15 до 80 футов.
Основное предназначение регулируемых транцевых плит — улучшение динамики судна при выходе на режим глиссирования. Проще говоря, если до установки этого приспособления вашему судну требовалось некоторое время для выхода на скольжение, то с транцевым плитами это происходит за несколько секунд.
Наличие гидравлического, управляемого по длине с места водителя упора позволяет очень точно регулировать угол наклона транцевых плит Bennett, добиваясь оптимального угла глиссирования для любого судна. Это гарантирует выход на скольжение и при увеличении полезной нагрузки на лодку. Если пассажиры усядутся ближе к мотору, дабы полюбоваться, как «волны бегут от винта за кормой, и след их вдали пропадает», водитель катера может, не вставая с места, простым нажатием кнопки на приборной доске изменить ходовой дифферент, и судно не потеряет скорость. Поскольку каждая в отдельности плита Bennett может регулироваться самостоятельно, прямо на ходу легко выровнять крен на один борт, коль скоро ваш спутник, весящий под центнер, решит присесть на планширь, чтобы подставить лицо освежающему ветру. Такое устройство очень полезно для килеватых судов с днищем в виде глубокого «V», у которых крен на один борт при неправильной загрузке — постоянное явление.
Как правило, при снижении оборотов двигателя глиссирующее судно «садится» на воду, смоченная длина днища увеличивается, и лодка теряет скорость. Регулируемые транцевые плиты Bennett позволяют подобрать такой угол их наклона, что судно сможет глиссировать и на малом газу, что существенно экономит расход горючего. Кстати, эта же экономия происходит и при разгоне и выходе на глиссирование: изменяя положение транцевых плит, можно добиться чрезвычайно быстрого выхода на скольжение, не изменяя угол наклона мотора. Двигатель при этом работает в щадящем режиме и потребляет меньше топлива.
Любителям катания на водных лыжах Bennett Trim Tabs окажет существенную услугу. Обычно для буксировки лыжника требуется подвесной мотор мощностью 40 л.с., транцевые же плиты позволяют даже с мотором в 25 л.с. довольно легко это осуществить. К тому же, поскольку за кормой мотолодки, оборудованной Trim Tabs, образуется не столь крутая «горка» волны, лыжник может уверенно чувствовать себя, не боясь оказаться в воде на буксировочном тросе в роли приманки для троллинга. На относительно больших мотолодках или катерах длиной 5,5–6,7 м установка транцевых регулируемых плит даст возможность буксировать несколько лыжников или надувных плотиков для катания.
Bennett Trim Tabs выпускаются разных размеров, поэтому их можно подобрать под любую глиссирующую мотолодку или катер длиной от 4,5 до 24 м. Устройство легко монтируется на транец судна, не требуя серьезного технического вмешательства, и настолько надежно, что фирма дает 5-летнюю гарантию бесперебойной эксплуатации Trim Tabs. Дополнительные аксессуары, такие как Trimdicators (индикаторы наклона каждой плиты), автоматический контроль положения плит в зависимости от режима движения Avto Tab Control и другие, в значительной мере облегчают управление Trim Tabs, но не входят в комплект поставки.
И если вам надоело заниматься подбором винтов и прочей самодеятельностью, если вы не хотите тратить драгоценное время отдыха на долгое перекладывание багажа в любимой, но капризной, как девица, лодке — обратите внимание на Bennett Trim Tabs. Игра стоит свеч, и потом, какой водномоторник не любит быстрой езды?!